Защита расположения декоративного элемента на печенье позиционным товарным знаком

Известный производитель премиальных конфет и кондитерских изделий «Счастье» из Санкт-Петербурга решил защитить уникальные положение красного сердца на печенье-ангеле.
Компания хотела защитить внешний вид кондитерского изделия, а также красное сердце и его оригинальное расположение на печенье.

Перед нашей командой была поставлена задача – найти эффективный инструмент, который решит задачу производителя кондитерских изделий «Счастье».

В чем сложность этой задачи?
Задача
Поэтому мы предложили альтернативный вариант – защитить позицию красного сердца на печенье позиционным товарным знаком. Этот вид товарного знака – «нетрадиционный».Его регистрация может вызывать сложности, так как заявки на позиционные товарные знаки подаются редко, экспертизе привычны стандартные знаки: словесные или изобразительные (названия, словосочетания, логотипы брендов и компаний или их комбинация).
Мы понимали, что сам по себе символ красного сердца является слишком простым для самостоятельной регистрации в качестве товарного знака – велик риск отказа. Роспатент мог отказать в регистрации такого обозначения из-за отсутствия различительной способности фигуры сердца, так как она является общеупотребимой.
Старший партнер
Позиционные товарные знаки - довольно популярный инструмент в мировой практике защиты брендов, но сравнительно новый в России. Зарегистрировать позиционный товарный знак сложнее, чем привычные словесные, изобразительные и комбинированные знаки. Основная проблема - консервативность практики Роспатента, который зачастую игнорирует оригинальное расположение элемента и выносит отказ на основании отсутствия различительной способности, потому что "позицию" на том или ином товаре занимают, как правило, простые общеупотребимые элементы - полоски, сердечки, звездочки. Кроме того, позиционные товарные знаки стали более или менее привычными для одежды, обуви и парфюмерии, а для пищевой продукции этот тип товарного знака регистрируется нечасто. Мы рады, что юристам Versus.legal удалось внести свой вклад в практику регистрации позиционных товарных знаков для товаров пищевой продукции, кондитерских изделий. Будет здорово, если клиенты станут активнее создавать продукцию и размещать на ней позиционные элементы. С точки зрения практики - это очень интересно, а для узнаваемости бренда - полезно.
Решение
Команда Versus.legal выделила ключевые идентификаторы, которые нуждаются в защите:
01
Таким образом, совокупность элементов обозначения должна восприниматься не по отдельности, а в композиционном единстве всех его графических и цветовых элементов. Композиция и исполнение элементов настолько оригинальны, что в результате зрительного восприятия остаются в памяти у потребителей, позволяя им формировать ассоциацию обозначения с компанией «Счастье» и ее продукцией в целом.
оригинальное композиционное решение: расположение этих элементов на изделии – печенье относительно друг друга (символ сердца расположен в левой части грудной клетки силуэта ангела).
яркий символ сердца, выполненный в красном цвете;
оригинальный белый силуэт ангела;
Команда Versus.legal приняла решение подавать обозначение в двух вариантах:
02
В обоих случаях мы подробно описали в заявках, что знаки защищают конкретное расположение сердца на печенье в виде ангела.
«нетрадиционный»: заявку на регистрацию позиционного товарного знака – обозначение с символом сердца, расположенного на силуэте ангела;
заявку на регистрацию изобразительного товарного знака – схематичное изображение ангела с сердцем без крыльев.
В результате нам удалось зарегистрировать оба обозначения в качестве товарных знаков.
Результат
Таким образом, компания получила монополию на изготовление и продажу кондитерских изделий с изображением сердца на них в правой части.
Теперь правообладатель сможет бороться с конкурентами, которые выпускают и продают сходную кондитерскую продукцию с символом сердца на изделии в форме ангела.