26 апреля – Международный день интеллектуальной собственности!

Мы подготовили подарок для всех причастных к созданию и защите творческих произведений – IP чек-лист для проверки вновь создаваемых результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
Зачем мы создали чек-лист. В чем его польза?
Цена ошибки/отсуствия проверки: не только взыскание убытков или компенсации за нарушение чужих прав (от 10 000 рублей и до нескольких миллиардов), но и запрет выпуска продукции, в которой был использован «порочный» РИД.
Чтобы помочь вам избежать таких рисков, мы – команда Versus.legal, подготовили краткий чек-лист, чтобы вы смогли проверить любые маркетинговые материалы.
но в процессе их создания часто забывают, что для безопасного использования РИД важно обеспечить «чистоту» прав на них.
право охраняет любые результаты интеллектуальной деятельности (РИД);
создание логотипов, дизайнов продуктов или их упаковок, видео-рекламы или любых других маркетинговых материалов – это творчество;
В чек-листе вы найдете:
контрольные точки, по которым стоит пройти и удостовериться, что права на созданные объекты / материалы принадлежат вашей компании, а их использование не будет нарушать прав третьих лиц.
описание возможных спорных ситуаций;
Как использовать чек-лист:
при разработке новых идей и творческих произведений - откройте подробный чек-лист, в нём описана каждая из контрольных точек чек-листа.
приложение к чек-листу - это ровно 1 лист, его можно распечатать и использовать в текущей работе;
Надеемся, что этот материал будет полезен для вас!

Если у вас возникнут какие-либо вопросы о защите интеллектуальных прав, мы всегда готовы прийти на помощь и проконсультировать вас!
Скачать полную версию Чек-листа и Приложение к Чек-листу
Создаем маркетинговые материалы - о чем стоит знать?
Заранее позаботиться об оформлении прав на созданные произведения с сотрудником компании:
01
Что из этого следует? Из-за отсутствия правильного оформления служебных произведений процесс продолжается уже почти года, и работодатель по-прежнему рискует не получить права на дизайн.
Результат: Компания-бывший работодатель взыскала компенсацию 250 000 рублей за незаконное использование.
Кейс: На работника надейся, а сам не забывай передавать права на результат

Бывший работник разместил 25 дизайнов этикеток, упаковок и логотипов на своем сайте, предполагая, что права на созданные произведения дизайна принадлежат ему.
выплачивайте сотруднику авторское вознаграждение отдельно от зарплаты.
зафиксируйте передачу результата выполнененных задач компании;
включите работника в систему трекинга задач на создание РИД;
оформите обязанности по созданию РИД в трудовом договоре или должностной инструкции;
Понятное и конкретное техзадание:
Договор в письменной форме должен включать в себя условия:
что именно нужно компании-заказчику.
Заранее позаботиться об оформлении прав на созданные произведения с подрядчиком (креативное или маркетинговое агентство, фрилансер)
02
о передаче на имя компании (заказчика) исключительных прав на каждый созданный объект;
о моменте и порядке перехода исключительных прав заказчику;
о гарантиях подрядчика предоставить РИД, свободный от прав третьих лиц, а в случае поступления претензий – возместить расходы заказчика;
о порядке согласования промежуточных результатов с заказчиком.
Общественное достояние: за пределами срока правовой охраны произведение можно использовать свободно, но такое использование может быть ограничено законодательством о культурном наследии и репутации имени.
Результат: Студии удалось пресечь реализацию упаковок линейки круп, на упаковках которых использовался шрифт, а также взыскать компенсацию 300 000 рублей.
Кейс: «Небезопасные» шрифты

Арт-дизайн студия Артемия Лебедева активно защищает права на известный шрифт Клементина, отслеживая его использование.
Лицензия или согласие правообладателя: планируемое использование произведения должно соответствовать всем «можно» и «нельзя» лицензии/согласия.
Убедиться в «чистоте» прав на все элементы
03
Наличие пародийности: оригинальный персонаж или иной РИД должен быть изменен с комическим эффектом и должен использоваться добросовестно, без ущерба репутации оригинального РИД и его правообладателя.
Результат: Суд отказал, указав, что стикеры являются пародией – носят комический эффект из-за специально измененной формы, а потому их можно использовать свободно.
Кейс: «Ждун» проиграл

Правообладатель известного произведения «ЖДУН» требовал признать нарушением использование стикер-паков в социальной сети В КОНТАКТЕ.
Свободные лицензии: позволяют использовать объект без согласия правообладателя и/или выплаты ему вознаграждения, но налагают множество ограничений, которые необходимо соблюсти при использовании объекта.
Проверить на сходство и оценить риски
04
Результат: C известной компании по производству паштетов Hamé взыскали 700 000 рублей за нарушение прав на товарный знак.
Кейс: Опасный «НЯМ-НЯМ»

Компания Hamé использовала на упаковках паштета фразу «НЯМ-НЯМ». Это словосочетание было защищено товарным знаком компанией ЗАО "Микояновский мясокомбинат".
При обнаружении сходств (или даже при возникновении сомнений!) – проконсультироваться с юристом для оценки рисков.
Проверить новые элементы по базам уже зарегистрированных товарных знаков и промышленных образцов, заявок на регистрацию – во всех странах, где планируется использование элементов.
Проанализировать рынок релевантных товаров и услуг
05
Результат: Действия ООО «Стокист» по введению в оборот продукции признали актом недобросовестной конкуренции и противоречащими закону «О защите конкуренции».
Кейс: Имитация дизайна известных брендов

Компания «Юнилевер Русь» подала заявление в ФАС о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Стокист». Компания «Стокист» выпускала продукцию под брендами «CARELAX», «Delicare» и «Таежные Рецепты», которые, по мнению заявителя, имитируют продукцию ООО «Юнилевер Русь» брендов «АХЕ», «Dove» и «Лесной Бальзам».
Если на рынке есть похожие товары (важно учитывать мнение наблюдателя-непрофессионала), перед запуском нового дизайна проконсультироваться с юристом для оценки рисков выявления сходства или имитации.
Проверить рынок продукции конкурентов: могут ли потребители воспринять новый дизайн как имитацию чужого товара?